Зебу

Зебу, или длиннорогая горбатая корова, - самое крупное животное Мадагаскара. Оно является одним из символов страны. В его честь называют магазины, рестораны и футбольные команды.


Статья: Зебу

Сайт: Вокруг Света##

Зебу, или длиннорогая горбатая корова, - самое крупное животное Мадагаскара. Оно является одним из символов страны. В его честь называют магазины, рестораны и футбольные команды. Будь здоров и крепок, как бык, желают матери своим сыновьям. Некогда легендарный Андрианампуйнемерина, король Мадагаскара, именовал себя быком с большими глазами, другой вождь, Андриампивува, величал себя энергичным быком.
По народным верованиям, в образе этого животного воплощены достоинства божества, нерасторжимая связь с предками, плодородие земель и продолжение человеческого рода. Поэтому во владельце даже тощего стада видят любимца богов. Многие малагасийцы утверждают, что сначала божество Занахари сотворило быка, а уж потом приступило к созданию людей. Иначе человек чувствовал бы себя сиротой.
В разных районах острова этот крупный длиннорогатый скот отличается друг от друга. Скорее всего, это результат повторных переселений предков мальгашей из разных районов Индонезии, где на каждом острове своя порода этих домашних животных. Индонезийцы завезли зебу на Мадагаскар, по всей вероятности, в качестве священных животных, для совершения ритуальных обрядов. Именно этому мальгаши обязаны отношением к скоту не как к субъекту экономики, а как к объекту поклонения. Одной из самых важных частей ритуальных торжеств было доение зебу вождями и помазание молоком его участников. Это были так называемые "живые жертвоприношения". Скорее всего, старейшины и вожди, которым по мере роста населения скот для подобных ритуалов был нужен все чаще и чаще, стали первыми, кто начал разводить коров. Обладание стадами этих священных животных поднимало их авторитет в глазах простых общинников. Потом на землях мальгашей стали появляться арабские и суахильские купцы, которые, как подобает добрым мусульманам, не ели свинину и хорошо платили за говядину. Достать же ее можно было только у местных вождей. Так началось развенчание зебу. Запрет на нежертвенное убийство коров был снят, но чтобы не впасть в грех и не вызвать гнева предков, животных начали называть не "дзамук", что значит "мирный", а "умби", что в переводе с суахильского означает "бык".
Вплоть до XX века мальгаши опасались резать скот для собственных нужд. В начале века у местного населения появилось выражение "бык, убитый чужими руками", то есть грех, совершенный не тобою, а другим. Этим выражением местные жители, сами не забивавшие скота, провожали каждого продаваемого ими зебу, как бы реабилитируя себя в глазах предков. Издавна мадагаскарские зебу фигурировали во всех жизненных событиях. Кровь жертвы очищала новорожденного, охраняла от болезней. Постепенно малагасийцы, уяснив полезность мяса, преступили запрет на его употребление. Нынешние жители острова убеждены в том, что, отведав говядины, человек приобщается к жизненной силе животного и получает некоторую гарантию счастья. Каждая часть тела зебу наделялась островитянами особыми свойствами. Отсюда появилась народная поговорка: "Брак подобен дележу коровьего мяса: кому достается жирный горб, а кому жесткое бедро". Горб вкушали лишь старейшины. Антандруи наловчились вырезать из него кусок жира, не подвергая жизнь животного опасности. При этой нелегкой операции употребляются нити паутины и лекарственные травы. Швы "сшиваются" челюстями муравьев.
Не только люди черпают силу в говядине, но и сами боги. В сказании бецимисарака бог забил быка, чтобы спасти от болезни своего сына. В стране бара вождь никогда не ел мяса зебу, убитого вельможами, из-за боязни разделить его участь. Иногда на зебу возлагали искупление грехов. Если члены общины чувствовали за собой вину в каком-либо деле, то они приносили в жертву корову, а лучше быка. Чтобы в ином мире усопшему простились все прегрешения, в жертву до сих пор приносят зебу. Иногда перед тем, как убить животное, его заставляют прыгать через горящие ветки священных деревьев.
До сих пор бытуют сезонные жертвоприношения: с наступлением весны, равноденствия, начала полевых работ. В день зимнего солнцестояния сакалава обязательно приносят жертву. Быка обжаривают на вертеле и съедают на берегу океана, предварительно окропив берег кровью. Остатки выбрасывают в воду. Если волна выбрасывает кости на берег, то жертва не считается принятой океаном. Похожий ритуал существует и у народа цимихети. Животного связывают и валят на землю. Колдун размахивает хвостом поваленного зебу, оставляя на земле следы. В беспорядочных линиях прорицатель читает волю предков, которой никто не смеет ослушаться.
Цель подобных праздников - вымолить у добрых сверхъестественных сил задержавшиеся дожди, хороший урожай. Зебу олицетворяет собой не только плодородие земли, но и вечность человеческого рода. Где-то в горах Исалу, недалеко от грота португальцев, высечен бык, оплодотворяющий женщину.
"Смерть - встреча человека с зебу",- гласит малагасийская мудрость. Однако теперь коров не хоронят вместе с людьми, как во времена королевских династий. Но когда умирает человек, то по этому случаю обязательно приносят жертву.
Владеть скотом престижно, это всегда делало способы его приобретения довольно условными. Так, например, выкрасть десяток коров и пригнать их родителям невесты, дабы получить руку любимой, было делом довольно обычным. Число украденных коров служило критерием мужества, и ни одна уважающая себя красавица не отдала бы руку тому, кто еще ни разу не угнал чужую скотину. Похититель быка шел к его владельцу и говорил, что он собирается сделать. И если вору все же удавалось угнать коров, то они считались не украденными, а доставшимися мальгашу как боевые трофеи. Про того, кто попадался, говорили, что его поймали "на бычьем заду". Это означало, что вора поймали на месте преступления. Народ сакалава считает, что нет более страшного преступления, чем кража скота. "Хижину, где есть молоко, бедной не назовешь. Нет коровы - нет молока, нет молока - есть одна лишь бедность", - причитают сакалава во время обнаружения пропажи. В былые времена похитителя закапывали в стойле так, чтобы оставалась одна голова. При выгоне животных из стойла вор получал смертельные увечья. Иногда его заставляли плясать до тех пор, пока он не валился замертво. Сегодня кража скота - распространенное преступление на острове. Существует довольно влиятельная мафиозная группировка, продающая угнанный скот в соседние с Мадагаскаром страны. Особенно охотно ворованный скот покупают в ЮАР. При угоне зебу разворачивались целые сражения. Против организованной преступности правительство бросало армию и даже военно-воздушные силы.
Пастушеские племена всегда были в особом почете, ибо их считали слугами бога. Даже короли не брезговали этим занятием. Многие мужчины из племени бара, что значит "живущие в центре", отдают всю жизнь этому занятию. У многих из них не хватает времени на то, чтобы получить хотя бы начальное образование. Любопытно, что бара следуют законом патриархата. Даже дети, по обычаю, принадлежат не матери, а отцу. Взаимоотношения детей с отцом весьма необычны. Дети никогда не зовут отца по имени, а только раи, дада. Хижину отца не зовут домом, а местом, где он живет. Его голова - то, что папа носит на плечах, уши - то, чем папа слышит, язык - то, чем папа движет во все стороны. У этого народа зебу выполняют функции часов. День для них начинается с мычания коров. Если утром стоит туман, бара пережидают его, так как, по их представлениям, от тумана зебу болеют. Таким образом, иногда утро запаздывает, и сутки укорачиваются. Скот является полноправным членом семейства. Еще недавно бара не ели мяса, не продавали кожу. Теперь к мясу не притрагиваются только на похоронах. Бара не доверяют женщинам доить наиболее почитаемых зебу. Разбитый кувшин молока они закапывают с почестями в загоне. "Желаю вам много белых быков, много телят. Пусть не хватит вам веревок для привязи скота", - говорят друг другу бара при встрече или прощании. Для антандруев скот является капиталом. Все деньги вкладываются в зебу. Скотоводство антандруев исключительно "созерцательное". Здесь главное - масть, форма рогов, упитанность быка рассматривается как элемент красоты. Любопытно, что богатым считается не тот, у кого много зебу, а тот, кто забьет больше зебу, например, к обряду поминовения предков. Скажем, если у тебя 1 000 быков, а ты принес в жертву одного - ты бедняк. Но если у тебя всего три быка, а ты пожертвовал двумя - ты настоящий богач.
Общемадагаскарское поголовье зебу весьма значительно - 14 млн. голов. Напомним, что самих мальгашей около 12 млн. Таким образом, показатель количества крупнорогатого скота на душу населения Мадагаскара один из самых высоких в мире. Наличие огромного поголовья объясняется тем, что жители Мадагаскара убеждены: зебу избавляет от голода и вселяет в людей определенную уверенность в будущем. Кроме того, священные коровы дают всего один-два литра молока в день, что очень и очень мало. В результате нехватка молока компенсируется увеличением поголовья. В скотоводстве занята треть местного населения. Эта отрасль дает только три процента национального дохода и максимум четыре процента стоимости экспорта. Несмотря ни на что, для мальгашей зебу по-прежнему остается священным животным.