Индейцы

На наш непросвещенный взгляд, в Эквадоре индейца от белого можно отличить только потому, что индеец носит пончо и шляпу, а белый не носит. Есть еще, конечно, индейцы джунглей, которых ни с кем не спутаешь, но их осталось совсем немного.


Статья: Индейцы

Сайт: Вокруг Света##

На наш непросвещенный взгляд, в Эквадоре индейца от белого можно отличить только потому, что индеец носит пончо и шляпу, а белый не носит. Есть еще, конечно, индейцы джунглей, которых ни с кем не спутаешь, но их осталось совсем немного. Впрочем, высказывать подобную точку зрения на сходство индейцев и белых здесь не стоит - обидятся и те и другие. Люди, в которых, несомненно, есть примесь индейской крови, гордятся тем, что они чистокровные потомки испанцев. А исконные обитатели страны настаивают на своем отличии, хотя, конечно, желали бы жить лучше и веселее. Живут они, как правило, очень бедно. Индейские поселения сохранились лишь в джунглях или на высокогорье. С более радостных и плодородных мест их вытеснили еще в эпоху колонизации.
Завоевание территории, которой позднее предстояло стать государством Эквадор, завершилось в 1549 г. Две тысячи испанцев покорили пятьсот тысяч индейцев. Ведь они принесли с собой еще более страшное оружие, чем мортиры и аркебузы, - индейцы стали жертвой европейских болезней. Поначалу испанцы следовали совету Кортеса, сказавшего: "Я пришел для того, чтобы найти золото, а не для того, чтобы обрабатывать землю". К счастью для местных жителей, золотые прииски Эквадора довольно быстро истощились. В противном случае, их ждала бы участь исконных обитателей соседней Боливии, которые стали рабами на золотых шахтах. Колонизаторам ничего не оставалось делать, как заняться сельским хозяйством и ремеслами. Естественно, они привлекли к своим занятиям и индейцев, но вовсе не на взаимовыгодной основе. Возникли многочисленные гасиенды и плантации, где вовсю использовался рабский труд индейцев.
Не лучше обстояло дело и в текстильных мастерских - обрахес. И это притом, что в самых высших сферах, как в светских, так и в религиозных, постоянно дискутировался вопрос: "Можно ли считать индейцев людьми? Есть ли у них душа? И можно ли делать их рабами?". Причем многие из тех, кто заступался за население Латинской Америки, предлагали использовать рабский труд негров из Африки. С ними-то, видимо, вопрос был уже давно решен. Испанец Этарона, исходя из представлений о равенстве Христовой паствы перед богом, объявил индейцев полноценными людьми и вассалами монархии, подлежащими ее опеке. Вот в чем выражалась эта опека. Население было разделено на части - партидас, которыми управляли касики - вожди, завербованные испанцами. Над касиками стояли начальники - эль командерос. У индейцев их представляли мажордомы - метисы, всегда скорые на расправу, относившиеся к индейцам часто еще хуже, чем к белым. Работа на плантации была обязательной и, естественно, бесплатной. Между прочим, шляпа и пончо, которые сейчас в Эквадоре воспринимаются как национальная индейская одежда, пришли из Испании. Более того, по цвету пончо определялось, к какому плантатру принадлежит человек. Таким образом, часто можно было выследить беглеца и вернуть хозяину.
Сейчас, естественно, ни о каком рабстве в Эквадоре нет и речи. Но проблема исконного населения страны стоит очень остро. Индейцы недовольны своей жизнью. В 1999 г. произошел государственный переворот, главной движущей силой которого были индейцы. В стране на три дня установилась власть индейской народной хунты. Потом произошла смена правительства. Но новое правительство тоже не может решить всех проблем, и недовольство нарастает. Мы видели, как в беднейших горных северных районах страны индейцы сбрасывали на дорогу камни, чтобы перекрыть движение. Подобное явление здесь не редкость. Стоящий в нескольких метрах бульдозер не предпринимал никаких попыток разгрести завал, хотя был подогнан именно для этого. Почему? Водитель боится, что его подожгут, ответил он.
Впрочем, есть индейцы, которым удалось взять реванш у истории. Это отовалос - жители долины Отовала. Предков отовалос испанцы жестоко эксплуатировали в ткацких мастерских. Потомкам удалось извлечь из этого выгоду. Отовалос использовали свои уникальные знания и мастерство, и их ткацкая продукция находит спрос во всем мире. Отовалос произошли от племени карас, пришедшего на равнину с севера больше тысячи лет назад. На протяжении всей истории они ткали и пряли. Женщины этого племени никогда не расставались с прялкой или веретеном. Так было при инках, при испанцах. Так продолжается и по сей день. Они работают только для себя, хотя честно платят налоги. У нас подобного рода занятия назвали бы индивидуальной трудовой деятельностью. Индейцы отовалос показали себя настоящими деловыми людьми и успешно приспособились к современной экономике. Это самые процветающие индейцы на территории всей Латинской Америки. При этом они полностью сохранили культурную независимость. Отовалос очень закрытое сообщество. Они до сих пор стремятся сохранить чистоту крови и не приветствуют смешанных браков. Они не допускают к своей деятельности потомков европейцев или представителей других племен. Отовалос отличаются от большинства жителей Эквадора еще и тем, что не исповедуют языческой веры предков, но и не принадлежат к главенствующей конфессии - католицизму. Они христиане, но не католики, а в большинстве своем евангелисты. Благодаря коммерческому успеху они достигли независимости и богатства. И теперь по сравнению с другими индейцами Эквадора они считаются аристократами.