Боги и обряды Финикии

Говорят, что достаточно один раз побывать в Ливане, чтобы уже никогда не забыть эту страну. Здесь до сих пор витает дух талантливых коммерсантов – финикийцев. Древний народ возводил прекрасные города и давал им не менее прекрасные названия – Город Солнца, Город Владыки, да и сам Ливан в те времена носил имя – Ханаан.


Статья: Боги и обряды Финикии

Сайт: Вокруг Света##

Говорят, что достаточно один раз побывать в Ливане, чтобы уже никогда не забыть эту страну. Здесь до сих пор витает дух талантливых коммерсантов – финикийцев. Древний народ возводил прекрасные города и давал им не менее прекрасные названия – Город Солнца, Город Владыки, да и сам Ливан в те времена носил имя – Ханаан.
Во II тысячелетии до н.э. в финикийском городе Берите жил мудрец по имени Санхунйатон, страстный собиратель мифов, преданий и легенд своего народа. Интересующие его сведения он получал от беритского жреца Иеромбаала, служившего богу моря. Опираясь на рассказы жреца, Санхунйатон написал книгу, которая, как и прочие священные тексты, хранилась в святилище. По большим праздникам ее извлекали из тайника, чтобы почитать перед толпой прихожан. Тексты Санхунйатона легли в основу труда греческого ученого Филона. Он жил в Библе 2 тысячи лет тому назад. К сожалению, работы финикийца и грека до наших дней не дожили. Однако ими успел попользоваться христианский писатель Евсевий, который пытался доказать превосходство истинной веры в Иисуса Христа над язычеством. При этом Евсевий использовал записи Филона Библского. Из трудов христианина известно, что финикийцы боялись произносить имена богов, поэтому называли их "эл" - бог, "баал" - владыка, "адон" - господь: весьма почитали горные цепи Ливан и Антиливан, поскольку от их брака со смертными женщинами появились первые финикийцы. Они поклонялись "священным лесам", в которых стояли каменные столбы, воспринимавшиеся как жилища божеств. Очень охотно местное население воспринимало чужих богов, например египетских. Особым почитанием пользовалась Исида. После завоевания этих краев Александром Македонским большое влияние приобрели греческие боги, а после подчинения Финикии Риму - римские.
Время от времени финикийские божества собирались на какой-нибудь горе поесть мяса и попить вина. Церемонией руководил бог по имени Небо, которого оскопил и сверг его сын Эл. Небо имел не только сыновей, но и дочерей. Самой важной из них была Астарта, богиня любви и плодородия. Греки считали всю Финикию страной, посвященной Астарте. В ее храмах практиковалась священная проституция. Особые жрицы отдавали себя посетителям, а полученные за это деньги шли на нужды храма. Считалось, что это увеличивает плодородие земель и плодовитость человека. Астарту изображали в виде обнаженной женщины, сжимавшей руками груди, или царицы, сидящей на троне. Порой, вместо царицы на него водружали камень конической формы, который символизировал Астарту. Такое изображение пришло в Финикию из древнейших времен, когда люди еще не представляли богов в человеческом облике. Астарту стерегли керубы, существа похожие на египетских сфинксов.
Вечером каждого дня на запад уходил солнечный бог Баал-Хаммон. Через подземный океан он возвращался на восток, чтобы утром вновь подняться над миром. Считалось, что Хаммон отвечал за мужскую производящую мощь, поэтому иногда его называли просто Мощным. Божество изображалось в виде солнечного диска и шишки сосны, которая считалась символом мужской плодовитости.
Подземным миром, через который проходил Хаммон, управляла богиня-девственница Шеол, умертвленная отцом, верховным Элом. Девственность нисколько не мешала ей быть супругой бога смерти Мота, которому в его трудах помогали рефаимы, души предков. За душами присматривал Эшмун, молодой бог-врачеватель. Финикийцы очень любили его за то, что он помогал умершему обрести блаженство на небесах. С царством смерти был связан и Решеф, очень древний бог войны. Обычно он изображался в виде вооруженного воина с финикийским колпаком на голове. В Берите большим уважением пользовался бог моря Йево, или Иеуда, оседлавший гиппокампа - полурыбу, полулошадь. Вместе с ним в море жили патеки, злобные существа в виде карликов. С Иеудой любил воевать Демарунт, который ведал вопросами сельского хозяйства. Война с морем закончилась для него удачно. Останки морского бога были торжественно захоронены в священном колодце Берита. А Демарунту и Астарте была передана власть над всей Финикией. От этого союза родился Мелькарт, покровитель Тира. Он был не единственным, кто опекал целый город. Первому городу Финикии Библу покровительствовала богиня Баалат-Гебал. Она давала земным царям власть. Она же свергала их в случае невыполнения обязательств перед ней. Подобно Астарте, ее изображали в виде конического камня. Такой камень стоял в библском храме, самом древнем сооружением Ливана.
Наряду с сильными богами финикийцы почитали божков, которые отвращали беды от мертвых и живых. Их фигурки клали в могилы, а на мертвецов надевали маски, изображавшие демонов. Маски защищали покойников от бед загробной жизни.
По представлениям древних, человек имел две души: растительную и дыхательную. После смерти финикийца его растительная душа оставалась в могиле и испытывала потребность во всем том, что она имела при жизни в человеческом теле. В могилу клали украшения, глиняные муляжи фруктов и овощей, которые делались съедобными благодаря магическим заклинаниям.
Но более всего растительная душа нуждалась в покое. Жрецы насылали проклятия на кладбищенских воров. Бездетность - была их уделом. Дыхательная же душа садилась на магический корабль и отправлялась на небо лечиться от бед и недугов земной жизни. При всем почтении к мертвецам финикийцы боялись слишком близкого соседства с ними. Кладбища устраивались на окраине города, а лучше за городской стеной. Исключение делали только для царей, которых хоронили недалеко от святилища. Археологи раскопали в Библе гробницы монархов, правивших во II тысячелетии до н.э. Места захоронения отмечались небольшими пирамидами. От них, к сожалению, ничего не осталось. Перед отправкой в последний путь труп царя обмывали, одевали в лучшие одежды, умащали маслами, причесывали и клали в саркофаг. Его начинали делать еще при жизни государя. На стенках каменного гроба вырезались различные сцены и надписи. Для саркофага копали колодец, глубина которого достигала 20 метров. После опускания гроба могила заваливалась камнями и землей. Простых же смертных хоронили в неглубоких прямоугольных ямах.
После смерти в течение семи дней проходили траурные церемонии, в храмах, на алтарях приносились жертвы. Впрочем, жертвы приносили не только по случаю кончины. Голодные боги Финикии требовали ежедневных возлияний и подношений. Они незримо присутствовали в храмах и наблюдали за тем, как процессии фанатиков того или иного бога, возглавляемые жрецами, поднимались по лестнице, ведущей через высокий подиум. Процессия подходила к святая святых - алтарю, на который могли взойти только жрецы, да и то в определенные дни. Призывы к богу сопровождались молитвами и ритуальными танцами фанатиков. В исступлении они прокалывали тело ножами и копьями. На древних театральных площадках актеры разыгрывали праздничные мистерии, посвященные мифологическим событиям древности. В это время жрецы омывали в специальных бассейнах животных для заклания. После чего их убивали и сжигали. У греков это называлось халакостом. В особых случаях, когда неприятель стоял у стен города и требовалось немедленное вмешательство богов, финикийцы приносили в жертву людей, что весьма удивляло цивилизованных греков и римлян. Обычно в таких случаях убивали первенцев из аристократических семей. Считалось, что так легче всего угодить богам. Большинство убиенных было младше шести месяцев. Но иногда возраст несчастных достигал и четырех лет. Ребенка сначала умерщвляли, а затем сжигали, как агнца. За это родители платили жрецам приличные деньги. Обряд происходил ночью. Он обозначался финикийцами словом "молк", "молок" или "молек". Это слово было неверно понято соседями финикийцев. В результате появились легенды о кровожадном боге Молохе, пожирающем детей. Когда неприятель подступал к городам, детей сжигали сотнями. Пепел помещали в урны и хоронили в особом святилище, которое называлось тофетом. Оно располагалось на самом краю города. Тофет представлял собой закрытый двор, внутри которого находилась часовня и лабиринт загородок. Когда двор заполнялся урнами, его засыпали, а на ровное место ставили очередные урны с детским прахом. Иногда этот страшный обычай смягчался, и боги кормились душами неродившихся детей, выкидышами. Иногда место детей занимали овцы, быки, олени, но они так и не смогли окончательно вытеснить детей из кровавых ритуалов. Финикийцы от них так никогда и не отказались. Конец этому постыдному и бесчеловечному занятию положили христиане и мусульмане. Однако до конца искоренить древние культы ни христианство, ни ислам не смогли.