Папуасы XX века

«Карго» – странный культ коренных жителей Папуа – Новой Гвинеи – истребил больше папуасов, чем болезни и войны. Идея «карго» заключается в том, что умершие родственники заботятся о каждом папуасе, но злобные европейцы все присваивают себе. Не долго думая, папуасы решили, что надо отнять у чужестранцев щедрые дары предков.


Статья: Папуасы XX века

Сайт: Вокруг Света##

«Карго» – странный культ коренных жителей Папуа – Новой Гвинеи – истребил больше папуасов, чем болезни и войны. Идея «карго» заключается в том, что умершие родственники заботятся о каждом папуасе, но злобные европейцы все присваивают себе. Не долго думая, папуасы решили, что надо отнять у чужестранцев щедрые дары предков.
"Не туземцы, не тропическая жара, не густые леса - стража берегов Папуа - Новой Гвинеи. Могущественная защита туземного населения против вторжения иноземцев - это бледная, холодная, дрожащая, затем сжигающая лихорадка", - написал в своем дневнике первый исследователь папуасов, русский этнограф Миклухо-Маклай. Он-то, проживший среди коренных новогвинейцев почти три года, прекрасно это понимал. Не хотели понимать это лишь немцы и англичане, стремившиеся захватить как можно раньше этот, казавшийся таким лакомым, кусок мира. Восточная часть Новой Гвинеи была поделена между Англией и Германией незадолго до начала Первой мировой войны.
Поначалу обе державы строили весьма радужные планы относительно освоения новых земель. Казалось, что этот благодатный край станет настоящей продуктовой кладовой для своих метрополий. Однако в действительности все оказалась намного хуже, чем даже можно было предположить. Приблизительно четвертая часть колонистов погибала, не успев как следует обосноваться. Остальные долго болели, и судьба их все время висела на волоске. С новыми плантациями как-то тоже не заладилось. Гористую местность оказалось очень тяжело обрабатывать, а папуасы совсем не хотели работать на незваных пришельцев. Не желали они работать и на немногочисленных заводах и фабриках, которые педантичные немцы попытались построить на своей территории.
Англичане первые осознали полную ненужность им этой земли. В 1906 г. они передали свою часть Новой Гвинеи австралийцам. Им же после поражения немцев в Первой мировой досталась и вторая половина. Вот только как управлять людьми, которые не хотели никакого над собой управления и жили по племенным законам каменного века, никто не знал. Увы, но белые исходили из своих собственных представлений об устройстве мира, а потому очень много в новейшей истории Папуа - Новой Гвинеи получилось шиворот-навыворот. Обычно папуасы с восторгом принимали все, что приносили с собой белые колонизаторы: металл и ткани, посуду и инструменты. Единственное чего они не могли перенять - это образ мысли, сформировавшийся веками. Одолеть путь, пройденный человечеством за тысячи лет, в один век оказалось невозможно. В результате возникали совершенно фантастические вещи и явления, к числу которых, безусловно, можно отнести культ карго.
Английское слово "карго" обозначает "груз". Папуасы видели, что к белым хозяевам, которые ничего не делали, но при этом хорошо ели и одевались, прилетали самолеты, приплывали корабли и приезжали машины. Из них выгружали большие ящики, в которых находились очень полезные вещи: одежда и посуда, еда, металлические топоры, пилы, инструменты, строительные материалы, другие загадочные предметы. Откуда все это берется? Кто посылает белым бездельникам все эти нужные предметы? В голове человека, не представлявшего, что кроме его деревни в мире существует что-то еще, мог родиться только один ответ. Он и родился: это наши умершие предки посылают нам подарки. А злые белые перехватывают эти ящики, переклеивают бирки, на которых написано имя получателя, и забирают все добро себе. Скажем, груз для мистера Кейва, на самом деле, предназначается папуасу Каве. Вот так - коротко и ясно.
Что же делать? Нужно дождаться, когда этот груз дойдет до истинного получателя, или найти то место, где он временно хранится. В ожидании карго целые деревни переставали работать и умирали от голода. Когда же ООН, обеспокоенная таким положением дел, посылала в Папуа - Новую Гвинею гуманитарную помощь, то папуасы, получив ее, еще больше утверждались в своем представлении о культе карго. Еще бы. Желанные ящики наконец-то дошли до них. Белые не досмотрели. После этого культ карго захватывал все новых и новых сторонников. А ситуация от этого становилась только хуже. Трудно поверить, но происходило все это совсем недавно, в конце XX века, какие-то 20-30 лет назад. Впрочем, нам говорили, что в некоторых районах Папуа - Новой Гвинеи культ карго процветает и сегодня.
Вряд ли культ карго можно назвать полноценной религией. Скорее, некое заблуждение, захватившее очень большую часть островитян. Если же говорить о современной вере, то практически все население Папуа - Новой Гвинеи христиане: католики, баптисты или адвентисты. Западные миссионеры очень хорошо делали свою работу, хотя вреда от этого было ничуть не меньше или даже гораздо больше, чем пользы. Традиционные верования, о которых мы еще подробно расскажем хоть и не до конца, но вытеснялись западными представлениями обо всем. Но попадая в наивное сознание папуаса, они давали самые неожиданные результаты, как в случае с культом карго.
Нашествие белых колонизаторов сломало естественный уклад жизни обитателей Папуа - Новой Гвинеи. Сегодня уже мало кто из папуасов живет по законам предков и соблюдает все обряды, складывавшиеся веками. Во многих деревнях уже невозможно найти мужской дом, а ведь раньше он был неприемлемым атрибутом практически любого поселения на территории Папуа - Новой Гвинеи. В мужские дома допускались только мужчины. Здесь хранились священные предметы, необходимые для совершения обрядов, скажем инициации мальчиков. И здесь мужчины всей деревни собирались для обсуждения особо важных вопросов: кого женить или на ком, как собрать выкуп за невесту, кого из молодых женщин выдать замуж, как распределять урожай, когда пойти на охоту и так далее. Нет ничего удивительного, что миссионеры увидели в мужском доме самого прямого конкурента для своей церкви, и повели с ним борьбу. Вот только результат христианизации папуасов опять получился самый непредсказуемый.
Папуасы никогда не верили в загробную жизнь. Если человек умирал, то через поколение он возвращался в детях - так они считали. Их имена, кстати, узнавали путем перечисления имен предков. Если при произнесении определенного имени ребенок давал знак, то это значило, что дух именно того предка в него и вселился. Таким образом, вся жизнь человека протекала здесь и сейчас. И ее нужно было делать как можно лучше. Миссионеры, конечно, исходя из самых лучших побуждений, объяснили папуасам, что существует загробный мир и рай, в котором может быть гораздо лучше, чем здесь. Правда, папуасы не связали это с тем, что надо вести определенную жизнь, чтобы попасть туда. Не поняли они и то, что можно оказаться в аду. В результате опять целые деревни в полном составе переставали работать и оказывались на грани вымирания. Ход мысли при этом был приблизительно такой: раз после смерти будет хорошо, то сейчас можно ничего не делать.
Нам трудно понять, как подобные вещи могли происходить еще совсем недавно. И тем не менее они происходили. Белые никак не хотели понять, что Папуа - Новая Гвинея - это совершенно особый мир, который тысячи лет жил по своим особым законам. Попытаться сразу изменить их было непростительной глупостью. В конце концов стало понятно, что лучше не вмешиваться. Папуасов оставили в покое. В 1975 г. была объявлена независимость Папуа - Новой Гвинеи, и граждане этой экзотической страны поучили возможность сами управлять своей судьбой. Правда, как они теперь ею распорядятся и что из этого получится, представить никто не может.